L'OREAL
Французский бренд L'Oreal, история которого началась в 1909 году, прошел путь от небольшой семейной компании, размещавшейся в доме основателя, до гигантского 60-тысячного конгломерата. С самого начала своего существования компания внедряла инновации, которые широко используются до сих пор. Сейчас весомая часть L'Oreal принадлежит представителям семьи Бетанкур, предок которых и основал компанию.

Эжен Шуэллер и основание L'Oreal

История L'Oreal начинается с химика Эжена Шуэллера (иногда встречается версия фамилии Шуэлле и даже Шуллер). Эжен родился в 1881 году в семье парижских кондитеров, и его с детства готовили к продолжению дела родителей. Некоторые источники утверждают, что такая перспектива радовала Эжена, — другие сообщают, что он был ей недоволен.
Семья Шуэллеров вложила деньги в глобальную авантюру — строительство Панамского канала. Вложения они в итоге потеряли, как и свой бизнес. Жизнь в Париже стала не по карману Шуэллерам, и они перебрались в городок Нелли.
В 1909 году Шуэллер основал компанию Société Française de Teintures Inoffensives pour Cheveux. Ее офис находился прямо в квартире Шуэллера, а стартовый капитал составлял 800 франков. Позже она изменит название на L'Oreal.
Начав зарабатывать, Шуэллер задумался о дальнейшем продвижении бренда. Он входил в редакцию издания «Парижский парикмахер» и выпустил статью об окрашивании волос, где первым посоветовал проводить кожные тесты на аллергическую реакцию. Столичные издания читала вся Франция, так что вскоре краска Эжена стала известна и привлекла поток клиентов. В 1912 году Шуэллер выкупил «Парижский парикмахер».
Рост популярности краски позволил нанять персонал и снять помещение, а производство все больше набирало обороты. В 1912 году продукция уже была известна в Европе и продавалась в нескольких странах. До 1920 года компания зашла на рынки Голландии, Бразилии и других государств, которых было уже около 17.

L'Oreal с 1920 по 1957 год. Укрепление позиций

В 1922 году у Эжена родилась дочь Лилиан. Предприниматель был поглощен развитием компании. В 1920-е годы начался век джаза, общество изменилось, а мода вместе с ним. В мире и в частности во Франции возросло количество салонов красоты, что было на руку Шуэллеру.
В 1928 году Шуэллер приобрел производителя мыла Monsavon — компанию Savons Français. Шуэллер провел модернизацию на ее производстве, добавил к этому оригинальную маркетинговую кампанию и начал хорошо зарабатывать на этой продукции. Есть сведения, что предприниматель некоторое время работал чуть ли не в убыток и даже заложил часть имущества, но все же вывел бренд на новый уровень.
В 1931 году была выпущена стойкая краска Imedia. Она продавалась не в стандартных больших флаконах, а в специальных порционных упаковках, которые снижали риск окисления краски. Также Шуэллер одним из первых стал советовать обязательно проводить проверку на аллергическую реакцию: в каждую упаковку со своей краской он велел вкладывать предупреждение, что она может вызвать аллергию.
Также у компании появилась собственная линейка шампуней под названием Dop. Она отличалась тем, что в числе компонентов шампуня не было мыла. Для рекламы использовались все возможные методы, в том числе проводились специальные конкурсы мытья волос для детей. В общем, в 1930-е годы компания наращивала ассортимент, производя революционные продукты и ощутимо влияя на отрасль.
В 1935 году Шуэллер запустил производство солнцезащитного масла Ambre Solaire. Со временем в L'Oreal появится целая линейка специализированной продукции для загара и защиты от солнца, так что Ambre Solaire было своего рода пробой пера.
Появление этого продукта демонстрирует умение Шуэллера адаптироваться к изменениям рынка. В 1936 году на парламентских выборах во Франции победила коалиция левых партий — Народный фронт. У власти она продержалась всего год, но за это время провела значимые реформы, связанные с рабочими: теперь по закону им должны были предоставлять оплачиваемый отпуск. Рабочие стали больше отдыхать, а L'Oreal продавала им Ambre Solaire, зарабатывая на возросшем спросе.
В 1933 году Шуэллер запустил в продажу женский журнал Votre Beauté (в переводе с французского «Ваша красота»). Сам он в журнале выступал в нескольких ролях, в том числе и редактора, пытаясь сформировать у женщин взгляды на красоту и на развитие индустрии красоты. Он не просто продвигал свои новые продукты, но делал индустрию все более значимой в жизни людей. Шуэллер популяризировал продукцию, которой раньше пользовались лишь сливки общества.
Самой яркой новинкой L'Oreal стал холодный перманент Oreal для окрашенных волос. В 1951 году появился первый оттеночный шампунь, получивший название Colorelle. В 1952 году Шуэллер придумал и внедрил систему уровней окрашивания.
В 1955 году было заключено сотрудничество с Vichy в области создания средств по уходу за кожей. Компании будут союзниками на рынке, пока в 1980 году L'Oreal не поглотит Vichy.
В 1957 году Шуэллер умер, и большая часть компании перешла во владение его единственной дочери — Лилиан Беттанкур. Однако возглавил семейное дело Франсуа Даль — способный менеджер, сумевший вывести L'Oreal на новый уровень. До повышения Даль работал в разных направлениях компании, в том числе руководил брендом Monsavon.
В 1960 году появился исследовательский центр бренда в пригороде Парижа Оне-су-Буа, где в последующие годы будут разработаны многие новые продукты и сделаны открытия в косметологии.
В 1964 году компания выпустила первую пену для ванны — Obao. По официальной версии, химики компании вдохновлялись японской банной традицией, и название продукта тоже происходит из этой страны. Клиенты, главным образом женщины, от пены были в восторге.
В этом же году был создан бренд Keratase. Даль заметил, что в продукции для волос преобладают средства для покраски, и предложил парикмахерам широкий выбор лосьонов, сывороток и восстанавливающих шампуней, предназначенных для ухода за волосами. Глава L'Oreal не остановился на салонах красоты — он считал, что Keratase нужно продавать частным клиентам, чтобы женщины могли проводить все нужные процедуры самостоятельно. При этом приобрести продукцию можно было в салоне.
На данный момент L'Oreal остается лидером рынка парфюмерии и косметики и по праву входит в список крупнейших компаний мира. За 107 лет существования L'Oreal ее возглавляло всего пять генеральных директоров, и почти каждый из них удостаивался всевозможных международных наград. Главный фактор успеха компании — умение внедрять инновации и делать приобретения, которые позволяют наращивать долю в нужных сегментах рынка.